Сергей Лахно представляет: АРКАДИЙ СЕВЕРНЫЙ
На главную Диски Тексты песен Живой звук


 

Клиент не дерево,
Им нужно стерео,
Чтобы звучали песни там...

 

В 70х годах на смену ламповой технике приходит транзисторная, стереофония становится уже не диковинкой, а нормой. Существенно повышается и качество магнитофонных лент, которые теперь выпускаются уже на лавсановой основе и имеют толщину 37 микрон ("тип 9" и "тип 10") против 55 у старых лент "тип 2" и "тип 6". Все это привело к тому, что теперь в бытовых условиях стало возможным получить качество воспроизведения, которое раньше было доступно только в студиях на специальной аппаратуре. Да и при переписывании фонограмм качество копий стало лучше...

Магнитофон "Ростов-101-стерео"

Стереомагнитофон первого класса, пожалуй, один из лучших советских аппаратов середины 70х годов. Диапазон частот при скорости 19,05 см/с 40-18000 Гц, имел встроенный стереоусилитель мощностью 6 Втт на канал, комплектовался акустическими системами. Снабжен счетчиком метража ленты и автостопом. На серии фотографий А.Северного, сделанных в Киеве, присутствует такой магнитофон.

Магнитофон "Маяк-201"

Первый магнитофон довольно популярного семейства "Маяк". Моно, четырехдорожечный, обеспечивал достаточно качественную запись в диапазоне частот 40-16000 Гц при скорости 19,05 см/с, применялись катушки "номер 18" с 525 метрами пленки (45 минут на одной дорожке).

Большое распространение получили магнитофоны семейства "Маяк" (помимо первой моно модели 201 в дальнейшем выпускались стереофонические 203 и 205), "Юпитер", "Ростов", "Орбита", а уже в начале 80х годов появились полупрофессиональные модели "Электроника ТА-001" и его "родственник" по классу "Олимп". Эти аппараты обеспечивали практически студийное качество и допускали использование ленты на катушках вплоть до 27го номера и были мечтой "подпольных" музыкантов конца 70х - начала 80х годов. Многие впоследствии известные исполнители и группы поначалу записывались именно на "Олимпы".

Магнитофон "Юпитер-202-стерео"

Стереофонический магнитофон II класса, обеспечивавший диапазон частот 40-16000 Гц при скорости 19,05 см/с, имел встроенный двухканальный усилитель выходной мощностью 7 Втт на канал, комплектовался двумя двухполосными акустическими системами в деревянном корпусе. Весил 15 кг. Возможно, именно на такой магнитофон был записан Киевский концерт Аркадия Северного с Григорием Бальбером.

Магнитофон "Маяк-001-стерео"

Первый в СССР магнитофон высшего класса, выпускался с 1976 года. Оборудован пультом дистанционного управления всеми режимами лентопротяжного механизма. При скорости 19,05 см/с обеспечивает диапазон частот 31.5-20000 Гц.

Первые записи Аркадия Северного, сделанные Р.Фуксом и датируемые 1963 годом, были сделаны на каком-то ламповом магнитофоне, возможно, это был "Днипро-11" Р.Фукса, или более старая модель. Запись "Первого Одесского концерта" в Ленпроекте велась, согласно воспоминаниям участников, на три разных магнитофона: тот самый "Днипро-11" Фукса, "Тембр" (вероятно, он был в радиоузле Ленпроекта) и стереомагнитофон "Яуза-10".

Сергей Иванович Маклаков был обладателем импортного магнитофона AKAI GX-230D. Этот аппарат удалось идентифицировать участникам форума сайта "Отечественная радиотехника 20 века" по фотографиям, сделанным С.П.Соколовым во время записи выступлений А.Северного. Возможно, именно на этот магнитофон записано большинство "маклаковских" концертов А.Северного.

Магнитофон AKAI GX-230D

Этот аппарат имеет две скорости движения ленты: 19.05 и 9.52 см/с, поддерживает катушки №18 и обеспечивает запись и воспроизведение в диапазоне частот 30-23000 Гц. В настоящее время стоимость такого магнитофона на различных аукционах составляет 300-400 евро.

Аркадий Северный

Рабочий момент записи концерта "Диксиленд", 1977г. На заднем плане магнитофон AKAI GX-230D

Борис Нусенбаум, Геннадий Лахман, Евгений Абдурахманов, Сергей Иванович Маклаков

Запись концерта Евг.Абдрахманова с анс. "Братья Жемчужные", 1979г. С.И.Маклаков сидит перед магнитофоном AKAI GX-230D

Другим аппаратом С.И.Маклакова, который появляется на некоторых фотографиях, был квадрофонический магнитофон, вероятно, SONY. О наличии такого магнитофона рассказывают в своих воспоминаниях участники тех событий. Так, Дмитрий Калятин утверждает, что первый концерт А.Северного с "Братьями Жемчужными" в апреле 1975 года был записан именно на SONY. Кроме того, Рудольф Фукс, как вспоминает Владимир Ефимов, прослушав запись концерта "Поговори со мною, мама", сказал: "Старик, Маклак нас обскакал. Он записал Аркадия с ансамблем на квадро". Как бы то ни было, но на фотографиях записи концерта "Диксиленд" хорошо виден большой и очень необычный магнитофон, на который ведется запись.

Аркадий Северный

Рабочий момент записи концерта "Диксиленд", 1977г. Видны стрелочные индикаторы магнитофона на переднем плане - по одному индикатору на канал. (На заднем плане магнитофон AKAI GX-230D.)

Владимир Раменский, Сергей Иванович Маклаков, Аркадий Северный

Запись концерта "Диксиленд", 1977г. С.И.Маклаков перед квадрофоническим магнитофоном.

Концерт "Проводы 1977 года" тоже был записан на четырехдорожечный магнитофон. Это был магнитофон Николая Ивановича Корниенко Dokorder 8140. Он был опознан по фотографиям, сделанным во время концерта, кроме того, магнитофон упоминается в каталоге фонотеки Н.Корниенко.

Магнитофон Dokorder 8140

4 канала, рабочий диапазон частот на скорости 19.05 см/сек 25-26000 Гц, в схеме применены 47 транзисторов и 71 полупроводниковый диод, вес около 19 килограмм

Николай Корниенко (за магнитофоном), Николай Резанов, Георгий Чиков, Аркадий Северный, Геннадий Лахман

Рабочий момент записи концерта "Проводы 1977 года", декабрь 1977г. Видна передняя панель магнитофона Dokorder 8140

Николай Корниенко, Николай Резанов, Георгий Чиков, Геннадий Лахман, Аркадий Северный, Владимир Мазурин

Запись концерта "Прооды 1977 года", декабрь 1977г. Н.И.Корниенко за магнитофоном Dokorder 8140

Концерт в Киеве с Григорием Бальбером, по воспоминаниям очевидцев, был записан на магнитофон "Юпитер-202-стерео", который "организовал" знакомый Фреда Ревельсона Владимир Усенко. На некоторых фотографиях, сделанных в разное время в Киеве, виден магнитофон "Ростов-101-стерео". Возможно, на этот магнитофон были записаны некоторые гитарные концерты А.Северного в Киеве.

Аркадий Северный (крайний справа) в Киеве. Крайний слева - Владимир Криворог

Дружеское застолье в Киеве. На заднем плане виден магнитофон "Ростов-101-стерео".

Серия концертов А.Северного в г.Тихорецке, при участии Анатолия Мезенцева, были записаны Станиславом Сафоновым на высококлассный магнитофон AKAI GX-650D.

Магнитофон AKAI GX-650D

Магнитофон имеет три скорости движения ленты: 38.1, 19.05 и 9.52 см/с и обеспечивает запись и воспроизведение в диапазоне частот 30-26000 Гц и поддерживает катушки вплоть до №27. В настоящее время стоимость такого магнитофона может составлять более 2000 евро.

На серии фотографий, сделанных Сергеем Петровичем Соколовым, предположительно, в 1980 году дома у Сергея Ивановича Маклакова, хорошо виден магнитофон Philips N4420.

У Сегрея Ивановича Маклакова, 1979 или 1980

Магнитофон Philips N4420

Магнитофон выпуска 1977/1978 годов имеет три скорости движения ленты: 19.05, 9.52 и 4.75 см/с.

 

Использованы материалы Виртуального Музея и Справочника Валерия Харченко "Отечественная радиотехника 20 века".


[назад] [в начало] [вперед]

 


|Вступление|
|Годы мчатся|
|Кто-то сдохнет в тоскливом запое|
|Мне не дадут Звезду Героя|
|А у меня есть тоже патефончик|
|Он очень много знал и очень много думал|
|Давайте я спою вам в подражанье радиолам|
|Магнитофоны разберу сейчас на части|
|Концерты лепят в Ленинграде и в Одессе|
|«Олимпийский» концерт|
|Да мы ребята все «Жемчужные»|
|Николай Серафимович, твой был первый вагон|
|Сколько песен ты спел, сколько душ отогрел|
|Мы новички, куда уж нам до подражанья|
|Мы многое из книжек узнаём|

© 2007, 2012-2013 Сергей Лахно